Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новости

02/02/2009

Кризис подтолкнет россиян к чтению серьезной литературы

Как считают в Институте глобализации и социальных движений, на смену настроений читательской аудитории, как и на дальнейшее снижение продаж, повлияет мировой экономический кризис. Наибольшие потери понесет развлекательный жанр. Спрос сосредоточится на серьезных произведениях, способных помочь людям разобраться в настоящем и определиться с будущим. Кризис подтолкнет миллионы россиян к поиску нового смысла жизни. Немалый интерес у читателей будет вызывать социальная проблематика, а также радикальная политическая и философская литература. Успех в конкурентной борьбе на книжном рынке во многом окажется зависим от способности компаний адаптироваться к новым читательским вкусам. Об этом сообщает информационное агентство Дейта.ру.

Кризис уже затронул книготорговую сферу экономики. Наблюдателями констатируется избыток у компаний нереализованных товаров при возрастающем дефиците платежных средств. «В 2009 году многие предприятия ожидает банкротство, а рынок литературы значительно сократится. Книги продаются все хуже, и ожидать перемен к лучшему не приходится. Кризис только начинает сказываться на населении, которое не может тратить по-старому», - отмечает Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений. По его словам, даже 30% снижение стоимости аренды для магазинов не улучшит существенно положение книготорговых компаний. Рынок сожмется, а продавцы и производители должны будут перестроиться под новые, создаваемые под влиянием кризиса запросы аудитории, что получится далеко не у всех. Но те, кто займет консервативную позицию, понесут наибольшие потери.

По мнению экспертов, стратегическая перестройка в отрасли еще не начата. Закрытие грозит 30-45% магазинам страны. Цены на книги пока не снижаются, но распродаж в 2009-2010 годах не избежать. Товарный избыток налицо. Конкуренция на рынке обостряется. Чтобы удержаться и поднять свой вес, компаниям необходимо уловить новые настроения людей. Сейчас 44% дееспособного населения вообще не берут в руки книг, а большинство тех, кто читает, обращается к примитивной развлекательной литературе. Под влиянием кризиса возрастет интерес к серьезной, особенно поднимающей социальные проблемы литературе. Большим вниманием начнут пользоваться радикальные философские и политические произведения.

Издательствам придется искать новых авторов, способных дать ответы на волнующие людей вопросы. Целое поколение писателей окажется отжившим, не интересным. «Легкая литература» в значительной мере потеряет актуальность, социальные условия изменятся слишком сильно. Мощное развитие получит интернет-литература, в значительной мере сегодня изолированная от издательств и мало их интересующая. Не исключено, что издатели будут вынуждены активней искать новые книги и новых авторов через Интернет, а редакторам придется научиться читать рукописи перед утверждением или отклонением. Возможно также, что кризис потребует от издательств привлечения новых специалистов обладающих свежим взглядом на литературу и способных улавливать и поддерживать новые тенденции. От книготорговых компаний кризис потребует изменения подходов к формированию предлагаемого ассортимента. На первый план должны будут выдвинуться многие издания ранее оценивавшиеся как малоперспективные.

За 2008 год объем книжного рынка в России существенно вырос. В 2007 году он оценивался приблизительно в 2 миллиарда долларов. По результатам 2008 года его объем увеличился до 2,5-3 миллиардов. Однако уже осенью обнаружились признаки стагнации, а затем и стремительного спада. Новогодний всплеск продаж оказался почти на треть меньше, чем год назад. Неприятной новостью стало закрытие ряда книжных магазинов, чего в 2007 году не отмечалось.