Вот уже 20 лет я преподаю правописание носителям английского языка и тем, для кого он не родной. Могу засвидетельствовать, что в какой-то момент почти все спрашивают меня, почему так важна грамматика и даже, актуально ли ещё само её существование.
Лингвисты-языковеды определяют «грамматику» как инструкцию по работе языка. Грамматика пугает некоторых людей, они считают, что нарушение правописания — это своего рода преступление. На деле лишь ничтожное количество людей пишет без ошибок. Современный английский язык часто допускает послабления в «правильнописании». Это потому, что английский — «живой» и гибкий язык, распространённый во всем мире. Он постоянно меняется, его правила способствуют появлению новых слов и новых значений у лексических единиц, известных уже давно.
На то, как люди разговаривают, влияют самые разные факторы, включая региональные различия, возраст, этническую принадлежность, уровень образования и владения технологиями. Жители Индианаполиса говорят иначе, чем жители Аляски или Джорджии. А американский английский звучит и работает иначе, чем английский, на котором говорят в Англии, на Ямайке или в Индии. Но все варианты по-прежнему считаются английским языком. Благодаря чтению, письму и устной речи вы уже довольно много узнали о том, как работает английский язык. Вы начали свое обучение грамматике, когда впервые стали составлять простые предложения. Например, моему сыну пришлось научиться говорить «неси меня», а не «неси тебя», когда он хотел, чтобы его забрали. Это уже грамматика, хотя для неспециалистов это неочевидно. Следующий шаг —изучение грамматики в школе. Здесь дети усваивают некоторые основные правила, благодаря которым функционирует более-менее единообразная, устоявшаяся версия английского языка. За этими правилами стоит старинная и непростая история, включающая историю взаимоотношения различных социальных слоев. В итоге в разных школах преподают тот вид английского, который студенты в их стране будут использовать в обществе, на работе и в письменной форме. Правила письма и чтения необходимы для взаимопонимания. Так что при построении предложений на письме надо учитывать читателя. Для друзей, родителей и учителей письменные заметки будут строится по-разному. Грамматика, которую вы изучаете в школе, настраивает вас с потенциальным читателем на одну волну. Ведь они изучали в школе ту же самую грамматику.
Подождите, я только что сделала грамматическую ошибку, употребив «они» — во множественном числе — для обозначения «читателя» в единственном числе? Ну, может, и нет. Помните, как я сказала, что английский — живой язык? Использование «они» в качестве местоимения взамен существительного единственного числа, является одним из примеров того, как меняется язык. По традиции я должна бы написать «он», потому что традиционно по умолчанию использовался мужской пол [в английском языке, как мы помним, неодушевленные существительные обычно бесполы – ред.]. По мере того, как социальное представление о гендере изменилось, стало принято писать «он или она», чтобы считаться более гендерно-нейтральными. Теперь мы можем использовать «они». Этот сдвиг будет и дальше обсуждаться, как и предложения начинать предложение с союза типа «но» или «и», что некогда не одобрялось. Но я думаю, что понимаю, почему происходят эти изменения: они имитируют речь. Изучение грамматики помогает сделать общение между людьми более понятным. Когда вы поймете свой собственный язык и оцените его шаблоны и варианты, вам будет легче понять, как устроены другие языки, что упростит их изучение. Умение понимать грамматические правила разных языков позволяет шире обмениваться своими и чужими идеями. Грамматика имеет большое значение — может быть, и не совсем по тем причинам, о которых вы думали.
Автор: Лори-Энн Брит-Смит, Колледж Холи-Кросс (Вустер, Массачусетс)
Зачем нужна грамматика?