Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Аналитика

30/12/2020

Не надо «Муму»

Как школьники хотели бы изменить учебную программу по литературе? Что в нее добавить, а что — категорически убрать? Российское движение школьников опросило более двух тысяч учеников о том, что они сегодня читают.

22% российских школьников хотят сократить обязательный «набор» русской классики и дополнить уроки изучением зарубежной литературы. Причем не только классической, но и современной. Более 10% ребят хотели бы видеть в ней книги о приключениях Гарри Поттера. Сразу за сагой о юном волшебнике идут произведения фантаста Рэя Брэдбери и культового писателя Стивена Кинга.

Фаворитом в антирейтинге для «исключения из школьной программы» стала «Война и мир»: против нее проголосовали 16,5% респондентов. Среди частых причин нелюбви — «слишком большой объем», «тяжелый слог», «излишнее описание окружающих вещей» и «невозможность правильного восприятия произведения в школьном возрасте».

На втором месте — Николай Гоголь и его «Тарас Бульба» — более 7% респондентов отмечают его излишнюю жестокость.

Сразу после с минимальным разрывом идет «Муму» Тургенева. Многие школьники отметили, что «это произведение заставило плакать» и «негативно повлияло на их психическое состояние».

В ответах ребят также часто упоминается «Обломов», которого школьники называют «слишком затянутым и скучным», «Преступление и наказание» — за «слишком взрослую и мрачную» атмосферу.

Мы спросили школьников, что они ищут в Cети, когда изучают творчество писателей. Ответы заставили нас задуматься о том, почему не существует официальных сайтов писателей для детей, и придумать проект, где будут выверены материалы и разумно собрано писательское и филологическое наследие, — объясняет завотделом развития Государственного музея Л.Н. Толстого Фекла Толстая. — Тут важно обратиться именно к современным педагогическим практикам, чтобы опробовать новые методы относительно довольно классического материала.

Какой хотят видеть литературу дети? Ученики образовательного центра «Сириус» и участники международного конкурса юных чтецов «Живая классика» ответили:

— заходя на официальный сайт писателя, они хотят получать анимированную информацию о его биографии, интересных фактах из жизни, местах и людях, связанных с ним;

— хотят иметь доступ к аудиоверсии и краткому пересказу произведений, видеть цитаты из них в современных мультимедийных форматах;

— не хотят слушать часовые лекции: им интересны пятиминутные версии и сочинения олимпиадников с комментариями, почему это хорошо;

— школьники предлагают на сайте, посвященном Льву Толстому, создать бота Толстого и его жены, которые будут помогать разобраться в материале;

— за свои успехи в изучении материала дети хотят получать бонусы в виде толстовки или футболки с официальным мерчем.

— Школьникам интересны истории, рассказанные посредством множества различных медиаформ, то есть находящие продолжения в других форматах: видеоигре, картине, блоге, — рассказал на площадке РАО писатель и литературовед Александр Архангельский. — Это, конечно, меняет наше отношение не просто к тексту, но и к границам любого текста. У нас появились цифровые возможности, которые мы, как правило, используем чисто технологически, а гораздо интереснее и эффективнее для школьника вести диалог с текстом и автором в новом формате.

Ранее кандидат филологических наук, автор учебников по литературе Ирина Мурзак предложила убрать некоторые тексты из школьной программы. Речь идет о больших романах «Война и мир», «Тихий Дон», которые дети почти не читают. По ее словам, совершенно легко можно заменить «Войну и мир», например, на «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Отца Сергия», и с этими текстами детально работать. А «Войну и мир» давать обзорно. Филолог утверждает, что педагоги практически не используют новых методик при изучении «Войны и мира». Канон анализа текста сложился еще в прошлом веке. Поэтому школьники используют готовые анализы «Войны и мира», найденные в интернете, и не получают удовольствия от чтения.

— Мнение о том, что нужно сократить некоторые произведения классической литературы в школьной программе, мягко говоря, не очевидное и достаточно спорное. Особенно если учесть замечательные проекты, реализуемые Феклой Толстой по созданию виртуального мира знаменитого романа Л.Н. Толстого. Книги не утратили своей актуальности. Сегодняшняя цифровая реальность требует других подходов и форматов в преподнесении материала, - прокомментировал эту идею "Российской газете" ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО Сергей Богданов.

Текст: Ксения Колесникова


https://rg.ru/2020/12/29/deti-sostavili-antirejting-proizvedenij-shkolnoj-programmy.html