Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новости

28/04/2017

Итоги московского тура всероссийского конкурса словарных проектов «История в слове и слово в истории»

Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка» и Некоммерческое партнерство «Родное слово» при участии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный педагогический университет» 28 апреля 2017 г. провели очный финал московского тура Общероссийского конкурса «История в слове и слово в истории», организованного в рамках ежегодного конкурса «Словарная столица России» по проекту «РОДНОЕ СЛОВО: ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ СЛОВАРНЫЙ МАРАФОН. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

Представление лучших московских работ конкурса состоялось в Государственном музее современной истории России (г. Москва, ул. Тверская, д. 21). Тематика проектных работ, представленных на конкурс, во многом соответствовала тематике экспозиций музея. Напутственное слово от администрации музея участникам московского финала конкурса сказала Наталья Владимировна Ильина.

 

Председателем жюри данного конкурса является Людмила Васильевна Дудова, проректор по межрегиональной и международной политике ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, член Общественной палаты РФ, член Президиума Общества русской словесности, член Президиума Российского общества «Знание», кандидат филологических наук. В своем приветственном слове она высказала искреннее восхищение интересными работами школьников и студентов Москвы и Московской области, вышедшими в финал, подчеркнула филологическую одаренность большинства участников конкурса, отметила огромную работу педагогов, стоящую за всеми представляемыми на финале проектами, и пожелала успехов всем участникам конкурса.

 

 

О трехлетней истории конкурса, об особенностях словарного проекта 2017 года и его участниках рассказала Ольга Николаевна Левушкина – руководитель проекта «Родное слово: Всероссийский молодежный словарный марафон», начальник Управления межрегионального сотрудничества, профессор кафедры методики преподавания русского языка ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук, член жюри конкурса.

 

 

Она рассказала, что на конкурс «История в слове – слово в истории» (тема конкурса «Словарная столица России» в 2017 году) прислано 98 проектов из более чем 30 регионов России: из Архангельской, Астраханской, Брянской, Волгоградской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Кировской, Курганской, Ленинградской областей, г. Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, Мурманской, Новосибирской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Ульяновской, Ярославской областей, Республик Башкортостан, Бурятия, Крым, Татарстан, Чувашской Республики, Ямало-Ненецкого автономного округа, ХМАО-Югра, Пермского края. Проекты создавали 670 участников конкурса. В 2017 году в проекте участвует зарубежная команда школы русского духовно-культурного центра на набережной Бранли в Париже.

 


 

Из Москвы и Московской области в 2017 году прислано 17 проектов. В московском туре конкурса участвовало 133 человека из московских школ № 825, № 709, № 1908, № 1164, № 1454 «Центр образования Тимирязевский», «Романовской школы», «Школы с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля», гимназий № 1536, № 1538, «Свиблово» г. Москвы, гимназии № 4 городского округа Электросталь, Котельниковской средней школы № 3. В московском туре конкурса словарных проектов участвовали студенты Московского педагогического государственного университета.

Ведущим представления проектов был один из членов жюри конкурса Владимир Николаевич Базылев – профессор кафедры общего и прикладного языкознания института филологии Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук, профессор.

 

 

Членами жюри московского тура были также Оксана Анатольевна Ганабова – учитель русского языка и литературы лицея № 1581 при МФТУ им. Баумана, председатель Координационного совета Московского отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» и Бахаргуль Сафаровна Юнусова – учитель русского языка и литературы лицея № 1581 при МФТУ им. Баумана, секретарь Координационного совета Московского отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка».


 

 

В финал московского тура конкурса вышли десять проектов.

В выступлениях финалистов была представлена богатая палитра направлений работы со словарями. Ярко была продемонстрирована интегрированная форма работы – составление словаря произведения, изучаемого на уроках литературы (ГБОУ г. Москвы Гимназия № 1536 «Словарь языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»; ГБОУ г. Москвы Школа № 1908 «Словарь устаревших слов в произведениях А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и «Дубровский»), или словаря любимого произведения (ГБОУ г. Москвы «Школа № 1454 Центр образования Тимирязевский» «Словарь фразеологизмов, фольклорно-бытовых и этимологических понятий в очерках о народной эстетике «ЛАД» Василия Ивановича Белова (1932-2012 гг.)»).


 

Были проиллюстрированы неординарные формы обращения к конкретным лингвистическим словарям (ГБОУ г. Москвы Гимназия № 1538 «В гостях у этимологического словаря») и возможности создания словарей, отражающих результаты собственных лингвистических исследований (ГБОУ г. Москвы Школа №825 «Язык моих сверстников»; ГБОУ Романовская школа «Словарь терминов российского киберспорта»).


 


 

Приоритетным в работе конкурсантов 2017 года явилось культурологическое направление. Так, очень ярко и богато были представлены проекты МБОУ Котельниковской СОШ № 3 «Отражение русского характера в пословицах» и МОУ «Гимназии № 4» городского округа Электросталь Московской области «Словарь крестьянского дома».

«Словарь крестьянского дома» в гимназии г. Электросталь был создан на основе «Музея крестьянского дома», активно функционирующего и развивающегося в гимназии. Конкурсанты включили в свой рассказ о словаре и демонстрацию некоторых его экспонатов, и фольклорные выступления.

С культурологическим подходом в обучении русскому языку как иностранному был связан проект студентов ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», который назывался «Культурологический словарь для иностранных граждан, изучающих русский язык как иностранных». Студенты-лингвисты рассказали о своем словаре с привлечением иностранных студентов, использовавших данный словарь в процессе обучения русскому языку.

 

 

Отдельного внимания заслужил проект ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля» «Неделя семейного чтения». Его отличала плодотворная идея систематизации, упорядочения семейного чтения, стремление сделать его увлекательным для всех членов семьи и в то же время связать с работой с лексикографической литературой.

 

 

Жюри оценивало и содержание проекта, и содержательность выступления, и артистичность выступающих, и качество исполнения самого проектного продукта – словаря. По решению жюри 7 команд стали победителями конкурса. Было определено две группы победителей: первая группа выходит на общероссийский уровень, вторая группа отмечена дипломами победителей, их проекты отличаются оригинальностью идеи, но требуют дальнейшей проработки.

 

Дипломы победителей московского тура Общероссийского конкурса «История в слове и слово в истории» получили:

ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля» за проект «Неделя семейного чтения»;

ГБОУ г. Москвы Школа № 825 за проект «Язык моих сверстников»;

ГБОУ Романовская школа за проект «Словарь терминов российского киберспорта».


 

Для участия в Общероссийском туре конкурса «История в слове и слово в истории» были рекомендованы проекты:

«Словарь крестьянского дома» – МОУ «Гимназия № 4» городского округа Электросталь Московской области;

«Отражение русского характера в пословицах» – МБОУ Котельниковская СОШ № 3;

«Словарь языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» – ГБОУ г. Москвы Гимназия № 1536;

«Словарь фразеологизмов, фольклорно-бытовых и этимологических понятий в очерках о народной эстетике «ЛАД» Василия Ивановича Белова (1932-2012)» – ГБОУ г. Москвы «Школа № 1454 Центр образования Тимирязевский».

 

Все участники финала и команду-победители получили дипломы, были награждены словарями, предоставленными Некоммерческим партнерством «Родное слово», и бесплатной групповой экскурсией по экспозициям Музея современной истории России.


 

 

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз.