Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новости

07/10/2008

Парадоксы книжного рынка

Тиражи издаваемых в стране книг падают, количество наименований растет. При этом рынок увеличивается ежегодно на 15%. Однако это увеличение – результат постоянного подорожания книжной продукции. Об этом сообщают «Новые известия» со ссылкой на социологическую компанию «Башкирова и партнеры». Ее последнее социологическое исследование показало: подавляющее большинство россиян (94%) еще читают разного рода литературу. Однако развитие компьютерных технологий сделало свое дело: 14% опрошенных полагают, что в будущем электронные книги полностью вытеснят печатные. Пока же люди ходят в книжные магазины, где существует немалый выбор: по подсчетам специалистов, ассортимент увеличился на 25% по сравнению с 1980-ми годами прошлого века. Правда, увеличение произошло благодаря «гламурной» литературе, эзотерике и бизнес-литературе, спрос на которые за последние годы значительно возрос. Об этом свидетельствует и отчет Российской книжной палаты (РКП) за первое полугодие 2008 года.
Эксперты заметили: тиражи падают, а количество выпускаемых названий растет. Так, за первые шесть месяцев текущего года оно увеличились более чем на 6,6 тысяч. Специалисты из РКП констатируют: среди тиражных групп вне конкуренции издания массового спроса – произведения развлекательных жанров, выпущенные тиражом от 10 до 50 тысяч экземпляров. Они дают 37,4% всех тиражей, хотя по количеству названий их доля составляет всего 9,4% в общей массе изданий. В лидерах книгоиздания - Москва. За полгода в столице было выпущено 34 тысячи 768 названий книг и брошюр тиражом 282 миллиона экземпляров.

По прогнозам аналитиков, читателю через два года придется платить в среднем 15 долларов за книгу. Однако более или менее приличное издание в Москве уже сейчас стоит не дешевле. Виной всему – подорожание издательского материала и типографских услуг. Свою лепту в подорожание книг вносят гонорары авторам и сотрудникам типографии, а также бесконечное увеличение стоимости аренды помещений издательств.