Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

23/05/2017

Поговори со мной…

Консультация логопеда для мам, пап, дедушек и бабушек. Ребенку двух, трех, четырех лет можно помочь сформировать чистую речь, а в четыре с половиной, пять и шесть лет при неправильном произношении придется обращаться к специалисту.

Мы способны словом влиять на других, убеждать, спорить, производить впечатление, достигать успеха с помощью таланта оратора, управлять, получать удовольствие от спектакля, понимать юмор и шутить, создавать стихотворения, поэмы, песни и даже спасти отчаявшегося в жизни при помощи речи.

Однако в последние годы происходит ухудшение показателей речевого развития детей дошкольного возраста. Е.Н. Краузе и другие отечественные специалисты объясняют эту тенденцию следующими причинами: слабостью мышц языка, неблагоприятным речевым окружением и снижением языковой культуры общества в целом. Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребёнка, захватывают заповедные уголки его сознания и души. При таком положении вещей ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка. Из-за этого недостаточно пополняется словарный запас и возникают трудности с овладением навыками связной речи.

 

При чем здесь мышцы?

Наш язык не такой простой орган, как кажется на первый взгляд. Когда мы произносим звуки, язык находится в постоянном движении. Но эти движения не хаотичны, а придерживаются строгого порядка, так как язык занимает четко определенное место при произношении звука.

Когда ребенок учится произносить звук, язык ищет правильное положение. Из-за чрезмерной подвижности (или, наоборот, вялости) движения языка не упорядочены, поэтому ребенок совершает множество замен одних звуков другими: шапка – сяпка, жаба – зяба, лапа – вапа и т. п.

Мышца языка растет вместе с ребенком, становится более эластичной и гибкой. В процессе роста совершенствуются ее двигательные навыки, ошибок при звукопроизношении становится меньше, и ребенок начинает говорить правильнее и чище.

Но если язык остается вялым, то при произношении звуков он занимает неверное положение. И, как следствие, ребенок говорит неправильно.

 

Когда начинать речевое развитие?

С самых первых дней наблюдайте за ребенком, его развитием. Задуматься о речевом развитии нужно не к двум годам, когда оказывается, что ребенок не говорит, а когда запаздывает развитие гуления и лепета. Также родителей должны насторожить поздние сроки проявления параметров физического развития (умения держать голову, сидеть, стоять, ходить).

Обращайте внимание на вредные привычки: закусывание губ, щек, прокладывание языка между зубами, сосание пальца. Они могут повлиять на формирование неправильного прикуса.

Важным этапом в развитии ребенка является ползание. Пропускать этот этап нежелательно. Если маленький ребенок по каким-то причинам не ползал, создайте условия для искусственного появления этой функции (организуйте такие игры, как ползание в тоннеле, соревнования на четвереньках «кто быстрее» и т. д.). При ползании активизируются межполушарные связи. Когда ребенок ползает, у него синхронно работают конечности – левая рука и правая нога и наоборот. Таким образом, полушария мозга постоянно взаимодействуют.

Обязательно посетите отоларинголога – проверьте слух. Снижение слуха может стать причиной речевой патологии.

Избегайте физических и психических травм.

Отрицательно сказываются на состоянии речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты. Старайтесь, чтобы все конфликтные ситуации происходили без его присутствия.
Не перегружайте ребенка информацией. Не стоит часто и долго смотреть мультфильмы, умеренно посещайте развлекательные мероприятия.

Побуждайте ребенка говорить. Не удивляйтесь, если во время игры он сам с собой разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо.

Говорите неторопливо, плавно, правильно и четко. Ни в коем случае не повторяйте неправильных слов за ребенком. Не сюсюкайте! Так вы лишаете его возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного. В результате у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль, а также может закрепляться искаженное произношение.

 

Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить!

О развитии пальчиков ребенка (по научному, о развитии мелкой моторики) в последнее время написано много книг и пособий. И это не случайно. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

На основе проведенных исследований была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то и речевое развитие задерживается.

Поэтому так важно развивать мелкую моторику. Пазлы, кубики, разрезные картинки, мозаика, лепка из пластилина, рисование, нанизывание бусин на нитку – все это развивает мелкую моторику малыша. Центр в головном мозге, отвечающий за развитие двигательной функции, находится рядом с центром, отвечающим за речь. Активизируя центр, отвечающий за мелкую моторику, вы активизируете центр, отвечающий за речь.

 

Просто сказка!

Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время первостепенное значение. Обобщая знания научной литературы, можно сказать, что фольклор – это основа основ воспитания детей. Универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали естественные и необходимые формы развития речи.

Начинается знакомство со сказками с полутора-двух лет, когда мы читаем малышам «Курочку Рябу», «Репку», далее – «Теремок», «Колобок» и т. п.

Заинтересовать детишек сказкой лучше всего с помощью красочных игрушек, картинок. Далее начните знакомство с иллюстрациями к сказке в книге. При рассматривании иллюстраций взрослый просто проговаривает правильное содержание сказки и вовлекает детей в разговор вопросами типа: «Что снесла курочка Ряба?», «Кто разбил яичко?». Добивайтесь, чтобы дети повторяли за вами выражения: «Дед бил-бил, баба била-била» и прочее.

С детьми трех лет уже после рассказывания сказки предлагается вспомнить наиболее интересные моменты сказки и повторить их словами. Если взрослые вспомнят свое детство, то наверняка восстановят в памяти интересные рассказы своих бабушек и дедушек о том, как они терпеливо, загадочно и эмоционально рассказывали им сказочные истории. В старшем дошкольном возрасте дети способны глубоко осмыслить содержание сказок, понимать главную идею сказки и правильно оценить поступки ее героев.

Кроме того, дети пяти-семи лет должны уметь отличить сказку от рассказа, стихотворения. Поэтому после рассказывания народной сказки желательно ребятам задать вопросы: «Что я тебе рассказала?», «Почему ты думаешь, что это сказка?». Вопросы эти направлены на осознание детьми характерных особенностей сказки: зачин, повторы, концовка. Необходимо также задавать вопросы, выявляющие последовательность событий и определяющие характерные особенности персонажей сказки и обращать внимание на средства художественной выразительности сказки.

 

Не шуточки!

Правильная, красивая, связная речь – залог успешного обучения ребенка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками. А главное, помните: само собой ничего не происходит! Обеспечьте своему ребенку необходимые условия для успешного развития. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы – для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Создайте своему ребенку возможность получать новые впечатления (но не усердствуйте в этом).
Не забывайте, что для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система. Ребенок не виноват в своих проблемах. Просто пока он не может правильно пользоваться русским зыком. Ему нужна помощь! Проявите инициативу, и чем раньше, тем лучше!

 

Какими упражнениями можно развивать речь детей?

Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход по делам или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

– «Какими словами, красками можно описать время года?»

– «Назови слово – предмет, слово – действие, слово – цвет, только веселые слова».

– «Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных, глаголов)».

– Играйте в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение: «Если бы я был улицей, то я бы… Потому что…»; «Если бы я был музыкой, то я бы… Потому что…».

– Играйте в игру «Хорошо – плохо»: «Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?»; «Что хорошего в дождике, а что плохого?»; «Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?».

– Играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т. д.

– Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка…

Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).

Разыгрывайте знакомую сказку «в лицах», с разной интонацией.

Развитие речи происходит, когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации. В такие моменты мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя или с близким). Поэтому, детям можно предложить порассуждать, задавая вопросы: «Как узнать, сварилась ли картошка?», «Как определить, крепко ли завязана веревка?».

Можно предложить закончить фразу: «Коля не пошел сегодня в детский сад, потому что…».

Или предложите закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, «Дети идут…» (Куда? Зачем?), «Садовник поливает…» (Что? Где? Когда? Зачем?).

 

Играем, не отвлекаясь от дела

 Формирование словаря ребенка, а также умение общаться и отвечать на вопросы закладывается в семье, поэтому играйте с детьми даже на кухне, где мамы, как правило, проводят большую часть послерабочего времени.

Попросите ребенка назвать продукты, которые вы принесли из магазина.

«Угостите» друг друга «вкусными» словами. Устройте соревнование: кто больше назовет «вкусных» слов.

Загадывайте загадки о приборах, которые используются на кухне.

Устройте «охоту» на цифры и буквы, находящиеся на кухне. Попросите ребенка объяснить, зачем нужны те или иные цифры и буквы.

Сочините с ребенком сказки: про кастрюлю, яблоко или картофелину.

Играйте с ребенком везде: на кухне, на прогулке, по дороге из детского сада. Задавайте вопросы и добивайтесь, чтобы сын или дочь отвечали полными предложениями, использовали все части речи русского языка.


 Валентина АНТОНКИНА, учитель-логопед

Фото Вячеслава НИКУЛИНА


https://vecherka.su/articles/society/127595/